Фирменные и нефирменные структурированные кабельные систем - аргументы

Преимущества структурированных кабельных систем перед неструктурированными очевидны, обсуждались неоднократно и сомнению уже не подвергаются, поэтому рассмотрим другой вопрос: СКС фирменные (т.н. Brandname) и СКС нефирменные (т.н. Noname). Отличаются они в первую очередь ценой - вторые порой на порядок дешевле - что, понятно, привлекает внимание заказчиков. Однако различия на этом не заканчиваются.

Преимущества структурированных кабельных систем перед неструктурированными очевидны, обсуждались неоднократно и сомнению уже не подвергаются, поэтому рассмотрим другой вопрос: СКС фирменные (т.н. Brandname) и СКС нефирменные (т.н. Noname). Отличаются они в первую очередь ценой - вторые порой на порядок дешевле - что, понятно, привлекает внимание заказчиков. Однако различия на этом не заканчиваются.

В принципе, и те, и другие системы строятся (или должны строиться) на базе одних и тех же телекоммуникационных стандартов. Здесь кроется различие первое и самое глубокое. Производители состоявшихся марок СКС имеют солидную исследовательскую базу - собственно, именно они и образовали стандартизирующие комитеты, вложили значительные средства и разработали стандарты, которыми должны руководствоваться теперь все.

Компании Brandname фактически изобрели и внедрили СКС, а малоизвестные маленькие компании сейчас пытаются воспользоваться плодами их труда и заработать деньги, вложившись по минимуму.

В этом не было бы ничего плохого, если бы от этого не страдало качество устанавливаемых систем: маленькие инсталляторы экономят на всем, начиная от рабочей силы и заканчивая модулями и кабелями неизвестно каких марок, купленными по случаю. Это - второе серьезное отличие.

Если в компаниях, берегущих брэнд и репутацию, персонал обучен, сертифицирован, а некоторые специалисты даже участвуют в работе стандартизирующих комитетов и разрабатывают новые стандарты и типы коммутационного оборудования, то в маленьких компаниях сотрудников обычно учат на ходу и только самым азам. Эксперименты, фактически, проводятся на самих заказчиках, только те об этом не подозревают до поры до времени.

В серьезных компаниях далеко не каждый обучающийся успешно сдает экзамен и допускается к работе - там намеренно высоко держат планку, чтобы отобрать только лучших специалистов. Сертификат такого обучения нельзя купить, а можно только заработать упорным трудом, и котируется он высоко. Каждый сертификат имеет уникальный номер и занесен в единую базу данных по всем специалистам, обучившимся во всех странах.

Чтобы поддержать престиж марки, многие серьезные компании внедряют у себя систему качества не только на производственные процессы или НИОКР, но и на программы обучения и технической поддержки партнеров и заказчиков. В маленьких компаниях, ставящих СКС "имени себя", сертификаты выдают сами себе, о системе качества там могут даже и не слышать, а если и слышали, то внедрить все равно не по карману… Понятно, что выяснить реальный уровень квалификации сотрудников в таких организациях практически невозможно, единственный способ - пойти с экспертизой на ранее установленные объекты - такие компании никогда не позволят реализовать.

Компоненты, используемые в фирменных системах, производители специально разрабатывают и проверяют на совместимость друг с другом. Конструкции модулей, патч-панелей и кроссов многократно выверяются и дорабатываются с учетом информации, получаемой при экспериментах и тестах. Даже состав пластмасс и конструкция контактов подбираются индивидуально для каждого конкретного типа разъема. Только после многократных проверок продукт пускается в продажу. Стоит это немалых денег, но зато позволяет добиться высочайшего качества, отличных рабочих характеристик и совместимости всех компонентов одного и того же производителя друг с другом.

Иногда несколько именитых производителей договариваются между собой и добиваются совместимости своих продуктов между собой - например, кабель от одного изготовителя, а оконечное коммутационное оборудование - от другого. Маленьким компаниям и в голову не придет заниматься такими вещами - во-первых, потому, что это дорого; во-вторых, потому, что для этого им надо иметь в штате высококлассных специалистов, а это тоже дорого; наконец, в-третьих (хоть это и печально), лишь немногие заказчики на сегодняшний день знают такие тонкости и в состоянии отличить систему качественную от системы, собранной из чего попало. Иногда даже сами маленькие компании не знают, чей именно кабель они купили и установили у заказчика, так что найти концы при работе с такими компаниями практически невозможно.

Основная цель "безымянных" монтажных компаний - привлечь заказчика низкой ценой (порой даже демпинговой), а затем побыстрее закончить проект, не особенно заботясь о качестве. Программ поддержки или реальных многолетних гарантий у таких компаний в абсолютном большинстве нет (даже если они декларируются, ими сложно воспользоваться на практике); ответственности практически никакой, так зачем стараться? Если клиент обращается с рекламацией в серьезную компанию, жалобу непременно примут, зарегистрируют, исследуют и дадут подробный ответ, по гарантийным случаям проблему устранят бесплатно.

Поддержка конечного пользователя - непременный аспект работы и самого производителя, и всех его дистрибьюторов и партнеров. Только так и зарабатывают стабильно высокую репутацию. Добиться абсолютного отсутствия брака в массовом производстве невозможно, и если кто-то говорит клиенту, что у него вероятность брака 0% - это очевидная ложь, так не бывает. Но вот отработка случаев брака и процедура возмещения и компенсации - это то, что отличает серьезную компанию от однодневок. Если обнаружен брак, серьезный производитель предпочтет оповестить своих дистрибьюторов, отозвать и заменить всю партию продукции, даже если вероятность обнаружения брака другими клиентами минимальна.

Репутация дороже дополнительных расходов, и это правильных подход для всех, кто намеревается работать на рынке долгие годы. Если же вы попытаетесь предъявить какие-то претензии к "безымянной" компании, вашу жалобу сначала будут футболить из отдела в отдел, отговариваться, придумывать различные оправдания, "переводить стрелки", и в итоге клиент все равно никакого возмещения не получит. После того, как клиент подписал акт сдачи-приемки и заплатил деньги, шансов получить поддержку или возмещение в случае брака у него очень мало, и "гарантия", выданная такой компанией, по сути, пустая декларация.

Серьезный же производитель не только дает гарантию на 16, 20, а то и больше лет, но и готов финансово за нее отвечать. Это значит, что если обнаружен брак, он не только будет устранен, но и будут покрыты все расходы, связанные с заменами и сопутствующими работами.

Даже такая строго прописанная процедура, как тестирование, и то в исполнении нефирменных компаний может доходить до абсурда. Линии либо вообще не тестируются, либо для измерений берется старое, морально устаревшее оборудование, которое уже не в состоянии обеспечить точность результатов. В принципе, такое положение дел понятно, даже следовало этого ожидать - современный высокоточный прибор стоит 3-5-8 тысяч долларов. Кто же, кроме фирменных компаний, пойдет на такие расходы? А ведь такие приборы еще каждый год надо поверять на заводе-изготовителе, что тоже стоит немалых денег.

Вот поэтому для тестирования безымянных СКС берутся такие же безымянные приборы, которыми тестировать либо вообще никогда нельзя было, либо уже несколько лет как они морально устарели, а ведь стандарты с каждым новым выпуском требуют все более высокой точности измерений. В особо тяжелых случаях результаты просто подделываются, хотя любой квалифицированный специалист способен такую подделку распознать и вывести жуликов на чистую воду.

Например, одна маленькая компания устанавливает клиенту систему категории 6, а на практике оказывается, что кабель установили категории 5е, результаты тестов "подработали" и вручили клиенту. Или другой случай: маленькая компания решает вдвое сэкономить на кабеле и расшивает на 4-парные розетки только по 2 пары кабеля, оставив остальные контакты неподключенными - один и тот же кабель обслуживает не одну розетку, как того требуют стандарты, а две. Примеров можно привести десятки, и во всех история кончается тем, что заказчик обращается к серьезным компаниям и в итоге устанавливает фирменную СКС. Лучше поздно, чем никогда.

Так почему же заказчики до сих пор попадают в подобные ловушки, забывая, что скупой платит дважды? К сожалению, следует отметить, что в этом во многом виновата специфика СКС - область знаний довольно узкая, но очень требовательная с профессиональной точки зрения. Было бы очень странно, если бы все заказчики отлично разбивались в вопросах СКС - тогда им стоило бы работать в этой сфере и ставить СКС самим. Этим и пользуются компании Noname, обещая за низкие цены все возможные виды сервисов.

Единственный способ противостоять этому - вести образовательную и разъяснительную работу, и это еще одна характерная черта, отличающая серьезных производителей и инсталляторов от однодневок. У всех фирменных производителей, часто и у их дистрибьюторов, есть курсы обучения и образовательные программы, которые может посетить в том числе и персонал заказчика.

И даже заказчика потенциального, еще не монтирующего у себя СКС, а только обдумывающего эту возможность. Передавать знания персоналу заказчика выгодно фирменным производителям и невыгодно остальным - поскольку заказчик, посетивший даже вводные курсы обучения, уже знает все то, чем оперируют Noname-поставщики. Дешевую систему он уже будет в состоянии поставить себе сам, ему не понадобятся для этого подрядчики.

Но практика показывает, что такой заказчик, уже обладая всеми базовыми знаниями, предпочитает обратиться к опыту и мастерству фирменного производителя и фирменного монтажника, согласен заплатить больше, лишь бы в системе было установлено качественное фирменное оборудование.

Опрос таких образованных заказчиков показывает, что они только в одном случае склонились бы к установке дешевой безымянной СКС: если расчетный срок ее использования составлял бы 1-3 года. Так отвечают арендаторы, собирающиеся съезжать из занимаемых зданий в поисках другого офиса, или те, кто занимает здания, предназначенные в скором времени под снос.

Действительно, в таких условиях ставить классную СКС нецелесообразно. Во всех остальных случаях предпочтение отдается признанным маркам СКС, потому что, хотя они и обходятся дороже на этапе создания, стоимость их эксплуатации за гарантийный период (от 16 лет и выше) позволяет многократно отыграть все вложенные средства.

Несчастные хозяева самопальных СКС постоянно тратятся на ремонт, устранение неполадок, замену бракованного кабеля, перепрокладку трасс и сегментов, и к тому же несут немалые убытки из-за простоя сетей, в то время как владельцы высококачественных СКС просто пользуются ими, не неся практически никаких эксплуатационных расходов и не сталкиваясь со сбоями в кабельной сети.

01.01.2004

Поделиться:

Возврат к списку