Создание автоматизированной системы контроля, управления и диспетчеризации инженерных систем аэропорта
Важнейшими задачами для роста доходности и финансовой устойчивости деятельности современного аэропорта являются:
- повышение безопасности пассажиров и персонала;
- повышение уровня, скорости и стабильности обслуживания пассажиров и грузов;
- сокращение расходов.
Эффективное решение этих задач в условиях неоднородной, распределенной в пространстве инженерной и информационной инфраструктуры аэропорта невозможно без автоматизации процессов функционирования. Мировой и отечественный опыт развития аэропортов показывает, что наилучшим решением этой задачи является внедрение в инженерную инфраструктуру аэропорта единой интегрированной автоматизированной системы контроля и управления инженерными системами зданий – Building Management System (BMS). Задача системы BMS - обеспечить полноценное комплексное взаимодействие подсистем жизнеобеспечения, безопасности и информатизации зданий и оборудованных территорий аэропорта с использованием объединяющих “интеллектуальных” алгоритмов управления, фактически превращающих множество разрозненных систем в единый “организм”.
Мы предлагаем высококачественное современное BMS-решение, которая способна полностью обеспечить потребности в интегрированном контроле и управлении любыми инженерными системами аэропорта, позволяет оптимизировать функционирование всех служб, обеспечить высокий уровень комфорта и безопасности пассажиров и персонала, и экономную эксплуатацию.
В состав системы входят контроллеры, датчики (температуры, влажности, давления и т.д.), исполнительные устройства (приводы, насосы, вентиляторы и т.д.), локальные панели индикации и управления, сервер базы данных, центральный диспетчерский пульт управления (ЦДП) и при необходимости несколько автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов (например, по службам).
Основные функции управления аэропортом
Контроль и учет электроснабжения
- контроль высоковольтных электроподстанций;
- контроль дизель-генераторов и устройств бесперебойного питания;
- контроль распределительных устройств электроэнергии на этажах;
- контроль и учет использования преобразователей бортового питания;
- учет электропотребления с возможностью автоматической выписки счетов;
Управление освещением
- на этажах зданий, на лестницах и путях эвакуации;
- управление освещением перрона, прилегающей территории и рекламы;
- управление сигнальными огнями;
- управление системой точной парковки воздушных судов;
- контроль питания огней взлетно-посадочных полос;
Контроль и управление подъемно-транспортными системами и дверями
- контроль и аварийное управление лифтами и эскалаторами;
- контроль телескопических трапов;
- контроль и управление автоматическими дверями;
- контроль и управление бегущими пешеходными дорожками;
Контроль и управление вентиляцией, кондиционированием и отоплением
- вентиляционными установками;
- компрессорным оборудованием;
- тепловым пунктом;
- индивидуальный контроль температурного режима по помещениям;
Контроль систем водоснабжения и канализации
- учет холодного и горячего водоснабжения;
- контроль и управление дренажными насосами;
- контроль параметров бойлеров
- контроль систем водоподготовки
Контроль систем безопасности
- контроль состояния системы пожаротушения;
- контроль доступа в служебные помещения, машинные отделения и кроссовые
- контроль системы видеонаблюдения
- контроль спринкеров;
- контроль системы дымоудаления;
- контроль загазованности в помещениях, складах, закрытых гаражах;
Контроль и управление парковками
- контроль заполнения парковочных мест
- автоматическое управление светофорами
Контроль системы дренажа взлетно-посадочных полос
- Контроль уровня содержания органических соединений в дренажных водах
- Управление дренажными насосами и очистными сооружениями
Контроль системы транспортировки багажа
Контроль работоспособности информационных табло
Контроль и управления системой удаления отходов
Принципы работы системы
На ЦДП собираются все сигналы от датчиков, установленных на объектах аэропорта, информирующие о состоянии всех систем жизнеобеспечения, инженерного оборудования, отслеживаются все опасные ситуации с последующим оповещением, происходит регистрация событий, ведение архивного журнала и т.д. На экране воспроизводятся мнемосхемы систем, планы залов, служебных и технических помещений, территорий и перронов, а также таблицы, графики изменений параметров, диаграммы. Диспетчер наблюдает за общим состоянием объекта и за работой каждой выбранной системы в отдельности.
О возникновении нештатной или аварийной ситуации, а также при отклонении контролируемых параметров от заданных величин диспетчер узнает по сигналам визуального и звукового оповещения (на схеме меняется цвет аварийного объекта, и раздается звуковой сигнал тревоги с возможностью громкого голосового извещения).
Для теплового пункта диспетчер может, например, задавать необходимые значения параметров температуры отопления и горячего водоснабжения в соответствии с сезоном и с планом проведения профилактических работ на объекте или включить полностью автоматический алгоритм выбора оптимальных режимов функционирования. Можно вывести на монитор в реальном времени фактическое потребление электрической и тепловой энергии и др.
Управление наружным и внутренним освещением обеспечивается автоматически в зависимости от времени суток и степени освещенности на каждом участке. Перроны и прилегающие зоны освещаются, когда у перронов стоят самолеты и производится посадка или высадка или иные операции. В зонах ожидания освещение планируется автоматически и согласуется с расписанием прибытия или отлета, с учетом информации о плане рейсов.
Системы кондиционирования и вентиляции воздуха в терминалах можно запрограммировать таким образом, чтобы они функционировали согласованно с расписаниями рейсов, обеспечивая планирование уровней комфорта в зонах в соответствии с их фактическим использованием.
Возможно программирование системы управления по уровням (как это принято сегодня в лучших аэропортах мира), когда первый уровень предназначается для регистрации пассажиров на рейс и выдачи багажа, второй – для встречи прилетающих и транзитных пассажиров, третий – для вылетающих. В этом случае параметры алгоритмов управления настраиваются в зависимости от особенностей уровня, фактического использования помещений и расписания.
В процессе работы над проектом компания ICS обеспечивает:
- сотрудничество с заказчиком на всех этапах от консультаций и постановки задачи до монтажа и обслуживания объекта;
- гарантийное и послегарантийное обслуживание построенных объектов;
- обучение заказчика и персонала служб эксплуатации, а также сопровождение проекта в течение всего срока эксплуатации.
Основные результаты внедрения системы управления аэропортом
Внедрение в инженерный комплекс аэропорта совремнной автоматизированной системы управления позволит:
- Качественно повысить и стабильно гарантировать условия безопасности и комфорта, как для пассажиров, так и для обслуживающего персонала.
- Практически свести на нет риски технических аварий путем постоянного автоматического анализа параметров систем и раннего прогнозирования приближения опасных ситуаций.
- Автоматически поддерживать круглосуточную готовность к мгновенной реакции на любые нештатные ситуации, и обеспечить недостижимую в прежних условиях скорость реагирования.
- Получать в реальном времени целостную картину состояния всех систем аэропорта, и иметь возможность принимать решения по ситуациям на основе полной, достоверной и объективной информации.
- Владеть архивом информации по всем событиям с возможностью документального восстановления цепи фактов, как технических, так и ситуационных.
- Значительно (до 30%) уменьшить потребляемые ресурсы (электроэнергию, тепло и др.) за счет автоматического отслеживания и исключения фактов бесполезного расхода, и снизить потребности по остальным эксплуатационным расходам.
Опыт применения интегрированных систем управления свидетельствует, что сама система обычно окупается за 3-4 года, при этом срок службы инженерного оборудования увеличивается примерно на 5 лет за счет сокращения его работы вхолостую, а также автоматического плана профилактики.
Признанные технологические преимущества и эффективность в эксплуатации наших систем позволили нам, в дополнение ко всему, предоставлять нашим заказчикам эксклюзивные условия страхования объектов – со снижением существующих тарифов на 40%-60%.
Для современного аэропорта, как высокотехнологичного транспортного центра, внедрение единой автоматизированной системы контроля и управления инфраструктурой на базе лучших систем мирового уровня - это уже не просто “опция”, а требование сегодняшнего дня, закладывающее технологическую основу для перспектив роста доходности и финансовой устойчивости на многие годы вперед.