Подключение ПК через транзитный порт IP-телефона

Вопрос № 472
05.12.2019

Скажите, пожалуйста, есть ли изменения в стандартах на СКС применительно к IP-телефонии и одному порту на рабочем месте вместо двух? Предыдущий ответ на эту тему у вас датирован 2006 годом, а технологии на месте не стоят. Неужели где-то еще используют аналоговую телефонию?

Вы правы в том, что IP-телефония за прошедшие годы стала более популярной, но говорить об окончательном отказе от аналоговой телефонии не стоит. Она еще используется и, вероятно, будет использоваться и дальше многие годы. На самом деле конфигурация с 2 портами на каждое рабочее место связана не только с аналоговой телефонией. Это просто более гибкая, более универсальная конфигурация, которая допускает реализацию как IP-телефонии, так и традиционной аналоговой передачи речи, а также обеспечивает более высокую надежность эксплуатации СКС.

Традиционная конфигурация СКС: 2 порта на рабочее место

Традиционная конфигурация СКС: 2 порта на рабочее место

Рабочая станция пользователя подключена к одному порту на рабочем месте, телефонный аппарат к другому. На дальнем конце, в телекоммуникационном помещении, подключение от компьютера пользователя коммутируется на порт сетевого коммутатора. Телефон (аналоговый или цифровой, в зависимости от типа АТС и платы на ней) коммутируется на патч-панель или кросс учрежденческой телефонной станции (УАТС). Показанные на схеме в отдельных облачках интернет и телефонные сети общего пользования в определенном смысле условны – уже от провайдеров зависит, интегрируются ли сервисы в единую сеть за пределами локальной кабельной системы либо продолжают обслуживаться отдельными сетями.

Текущие версии стандартов на СКС продолжают рассматривать 2-портовую конфигурацию как типовое оснащение рабочих мест. Однопортовые розетки используются для отдельно расположенных телефонных аппаратов, факсов и других устройств общего пользования (например, общий телефон в коридоре, сетевой принтер), для IP-камер, карточных считывателей, точек доступа WiFi обычной производительности. К наиболее современным, производительным точкам доступа WiFi стандарты настоятельно рекомендуют прокидывать 2 кабельных сегмента и устанавливать 2 порта категории 6A, чтобы поддержать передачу 10-гигабитного трафика в каждом из них как в восходящем направлении (передача к коммутатору), так и в нисходящем (прием от коммутатора).

Конфигурация с 1 портом на рабочее место и использованием IP-телефонии

IP-телефония позволяет использовать на рабочем месте конфигурацию «daisy chain», при которой к стенной розетке подключается только телефонный аппарат VoIP. В нем предусмотрен транзитный сетевой порт – как правило, он маркирован иконкой компьютера. Рабочая станция пользователя подключается к IP-телефону, не требуя, таким образом, использования второго порта СКС на рабочем месте, и в некоторых проектах кабельных систем на рабочем месте ограничиваются только одним портом СКС. Строго говоря, это не совсем СКС в ее классическом понимании, но таких проектов реализовано уже немало. Именно об этом шла речь в ответе 225, который вы упомянули.

Конфигурация с 1 портом на рабочее место и использованием IP-телефонии

В такой конфигурации на дальнем конце сегмента порт патч-панели соединяется патч-шнуром с портом коммутатора, который обслуживает и оцифрованный голосовой трафик, и передачу данных от компьютера. Налицо экономия не только 1 порта в СКС, но и порта в универсальном сетевом коммутаторе. Такие коммутаторы уже не первый год доступны на рынке. Роутер обслуживает всю совокупность трафика. Соответственно, провайдер должен оказывать соответствующие услуги в комплексе.

Современные сетевые коммутаторы могут наряду с обслуживанием передачи данных и обработкой оцифрованного голосового трафика обеспечивать еще и питание PoE, и тогда IP-телефоны на рабочих местах могут не требовать локального подключения к сети электропитания.

Конфигурация с 2 портами на рабочее место и использованием IP-телефонии

Существует также третий вариант, когда на объекте применяется IP-телефония, но передача данных от рабочих станций и от IP-телефонов все-таки разведена по разным портам и физическим сегментам. Это не выгодно с точки зрения экономии портов на рабочих местах и портов в сетевых коммутаторах, но иногда на такое идут ради поддержки высокотребовательных и критически важных сетевых приложений.

Конфигурация с 2 портами на рабочее место и использованием IP-телефонии

У всех приведенных выше конфигураций есть как плюсы, так и минусы. Все эти особенности нужно обязательно учитывать при выборе решения под конкретные задачи.

  • Аналоговая телефония до сих пор считается более надежной, чем цифровая. Обычно АТС на предприятиях расположена в центре системы, в помещении Аппаратной, и запитана от бесперебойника. При сбоях питания АТС работает от UPS, аналоговые телефонные аппараты запитаны по шлейфу от самой АТС и тоже продолжают функционировать. Аналоговая телефония нетребовательна, такое решение реализовать несложно. Для IP-телефонии тоже можно предусмотреть резервное питание, но его схема будет тем сложнее, чем больше иерархических подсистем в СКС и уровней соподчинения сетевых коммутаторов. Запитывать придется все сетевые коммутаторы на всех уровнях. Также придется подумать о питании самих телефонных аппаратов, если они рассчитаны на локальное подключение к электрической сети. В последнее время все больше моделей IP-телефонов питается по Ethernet (PoE), питание им подают сами коммутаторы, но тогда важно предусмотреть достаточно емкие батареи UPS, чтобы поддержать работу коммутаторов достаточное время.
  • При использовании IP-телефонии и особенно последовательного соединения «daisy chain» (можно даже сказать, «закоммутаторного» режима подключения рабочих станций) важно правильно настроить виртуальные сети VLAN – data VLAN для передачи данных и voice VLAN для передачи оцифрованного голоса, иначе возможны перебои в работе сети. Название «закоммутаторный» приведено не просто так. Фактически, каждый IP-телефон имеет встроенный 3-портовый коммутатор, в котором первый порт смотрит в сторону сетевого коммутатора, установленного на дальнем конце сегмента, второй ведет к рабочей станции пользователя, а третий обслуживает передачу голосового трафика. Если выключить собственно телефонный аппарат, то данные будут транзитом передаваться от стенной розетки к рабочей станции и наоборот.
    Конкретные особенности настроек обычно изложены в документации производителей телефонных аппаратов VoIP, документации на сетевые коммутаторы, а также в руководствах для системных администраторов. Также можно найти полезные советы и практические рекомендации на форумах сообществ сисадминов, сетевых инженеров и «эникейщиков», хотя надо честно признать, что не всегда участники таких обсуждений обладают должным уровнем знаний и используют корректную терминологию. Относитесь ко всей информации, получаемой из неофициальных источников, с определенной осторожностью и руководствуйтесь здравым смыслом.
  • Приоритет для оцифрованного голоса должен быть выше, чем для трафика от рабочей станции – голосовые пакеты должны передаваться в первую очередь, чтобы не было запаздываний при передаче и обратном преобразовании голосового трафика, иначе речь может стать нечленораздельной. Голосовой трафик обычно меньше по объему, чем трафик от ПК, но требует более высокого качества обслуживания QoS.
  • Не все модели телефонных аппаратов VoIP способны обеспечить гигабитные скорости – у целого ряда моделей максимально поддерживаемая скорость транзита составляет 100 Мбит/с. Для типовых видов деятельности пользователей ПК этого обычно достаточно. Рабочие станции даже в моменты интенсивного использования редко полностью «выбирают» эту пропускную способность. Скорее, слишком большой трафик в сети может свидетельствовать о том, что в ней творится что-то не то. Но у компаний могут быть и специфические виды деятельности, требующие гигабитных, а то и мультигигабитных скоростей. И если 1-гигабитные телефонные аппараты VoIP на рынке уже есть, то, к примеру, в 10-гигабитных сетях передачи данных на данный момент было бы явно неразумно использовать конфигурацию «daisy chain».
  • Любая дополнительная точка соединения в сегменте ведет к ухудшению совокупных характеристик передачи и к уменьшению надежности работы. Для одних видов деятельности падением характеристик можно пренебречь, но если на предприятии постоянно пересылаются большие объемы информации, запускаются тяжелые приложения AutoCAD, применяются другие системы автоматизированного проектирования, просчитываются 3D-модели и используются другие специфические приложения, особенно те, работа которых критически важна, то, пожалуй, разумнее будет все-таки развести голосовой трафик и данные по отдельным физическим сегментам. Даже если IP-телефон имеет гигабитный транзитный порт, все равно не исключена ситуация, при которой на длинных сегментах, уже насчитывающих 4 точки физического соединения, дополнительная точка станет «последней каплей», и фактическая скорость передачи окажется неприемлемо низкой.
  • Наконец, 2 порта в расчете на каждое рабочее место оставляют резерв на будущее для эксплуатации кабельной системы. При необходимости можно будет рассадить большее количество пользователей, установить дополнительные принтеры, другие устройства, произвести перестановку. Если заранее ограничить количество портов из расчета всего 1 порт на 1 рабочее место, это сужает гибкость эксплуатации системы в будущем, даже если выбор в пользу IP-телефонии не изменится.
Автор ответа:
Екатерина Оганесян
Директор учебного центра ICS, автор и преподаватель курсов по структурированным кабельным системам учебного центра "Специалист" при МГТУ им. Баумана, кандидат наук, доцент РХТУ им. Д.И. Менделеева

Поделиться:

Навигация по номерам вопросов:

Пожалуйста, оцените представленный материал:

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)