Прикладная футурология

Мы, системные интеграторы, равно как и другие участники рынка, продаем то, что покупают сегодня, но при этом не забываем думать о завтрашнем дне. Возводя свои "воздушные замки", мы охотно приглашаем в них людей творческих, близких нам по духу и "футурологически выдержанных". Хорошо известно, что обычную "синицу" охотнее покупают у того, кто не просто держит ее в руке, но еще и вслух мечтает о "журавле". Энтузиазм - штука заразная (в хорошем смысле).

Вспоминая о будущем…

Мы, системные интеграторы, равно как и другие участники рынка, продаем то, что покупают сегодня, но при этом не забываем думать о завтрашнем дне. Возводя свои "воздушные замки", мы охотно приглашаем в них людей творческих, близких нам по духу и "футурологически выдержанных". Хорошо известно, что обычную "синицу" охотнее покупают у того, кто не просто держит ее в руке, но еще и вслух мечтает о "журавле". Энтузиазм - штука заразная (в хорошем смысле).

А настанет день - рынок купит и "журавля". Спрос на "журавлей" существует всегда - в среде тех же самых потребителей "синиц". Включая архитекторов, строителей, инженеров и системных интеграторов. Хорошо известно, о чем мечтает каждый из них в отдельности. И если блеснет у кого-нибудь идейка, способная осчастливить всех сразу, то это и будет тот самый "журавль", которого оторвут с руками.

futurology_01.jpg

Строить в традиционном смысле слова никто не хочет: устали. Хотят собирать!

Если в двух словах, то все хотят быть свободными. В первую очередь - от аморфности материала, с которым приходится иметь дело. Ведь у каждого под рукой, образно говоря, куча сырой глины, из которой предстоит "вылепить", построить нечто определенной формы и размеров. Так вот, строить в традиционном смысле слова уже никто не хочет - устали. Хотят собирать. Завидуют компьютерщикам, которым не приходится каждый раз месить жидкий кремний для микропроцессоров, и даже за паяльник браться. Эти собирают из готовых блоков все, что угодно, программируют, компилируют. Чем больше разнообразных стандартных блоков будет в области архитектуры и строительства, тем шире станут возможности архитектора в поисках формы, строителя - в реализации проекта.

Казалось бы, системный интегратор уже поймал своего "журавля", как и упомянутый выше компьютерщик. Но, будучи привязанным к бетонным стенам, которые приходится долбить для прокладки коммуникаций, к жестко заданным формам здания и структуре инженерных систем, где все и вся враждует и конфликтует, он, стремясь к системному консенсусу, на деле приходит всего лишь к компромиссу. Да и то не всегда.

Свобода от рутинной подготовки исходного материала - это свобода творчества.

Сам художник не производит краски, он их покупает. Палитра архитектора в последнее время значительно обогатилась: появились совершенные компьютерные программы Интеллектуального проектирования. Строители (на Западе) тоже не в обиде: в одной из предыдущих бесед мы уже говорили о последнем Builder's Show в Лас-Вегасе, где прилюдно собирались дома из т.н. prefabricated blocks (иными словами, строительного конструктора). О нас, системных интеграторах и установщиках коммуникаций, уж и говорить не приходится: материальная база для нашего творчества огромна и разнообразна. Впрочем, инженеры тоже не сильно обижены.

Вопрос "Из чего строить?" практически снят с повестки, но другие по-прежнему актуальны: "Как строить? Что строить?"

Что же получается? Всего навалом. Так, может быть, будущее уже наступило, дальше стремиться не к чему? И журавли давно уже стали всеобщим достоянием? Увы…

На рынке сегодня есть все для того, чтобы построить дом, коттедж, поселок, город - на любой вкус и любых масштабов. Но если вопрос "Из чего?" практически снят с повестки, то другие вопросы по-прежнему актуальны. Например, "Как строить?" или "Что строить?".

Поэтому новые идеи, способные дать ответ на поставленные вопросы, всегда в цене. Неважно, что рынок за них не всегда или не сразу платит наличностью. Идеи эти всегда дороже денег, за которые их продают и покупают, поскольку ими вымощен путь в наше, надеюсь, светлое будущее.

А вообще наш рынок в этом смысле похож на рынок продовольственный. Продуктов питания полно, и никто не задается целью отыскать еще что-нибудь съедобное. Зато постоянно придумываются рецепты, позволяющие из имеющегося набора ингредиентов создать новое блюдо!

Как строить?

Этот вопрос - "Как?" - объединяет в себе множество важнейших проблем узкопрофессионального характера, комплексное решение которых лежит не столько в технологической или экономической, сколько в идеологической плоскости. Возможный вариант этого решения был воплощен в совместном проекте ICS с инженерными компаниями - "Мультидом" (см. , № 4/2002, стр. 7-9).

Это не Интеллектуальный супер-особняк, а образ мышления, манифест компаний-единомышленников, увлеченных идеями Интеллектуального строительства, гибкости и стойкости объектов во времени, эффективного потребления ресурсов и прозрачности инвестиций. Это - "утрамбованная целесообразность", именно "КАК", а не "ЧТО". Орудие труда, а не продукт. При отсутствии подходящего инструмента невозможно создать что-либо сложное и совершенное, включая Интеллектуальный объект в нашем, достаточно радикальном смысле.

Нужно научиться создавать альянсы, в которых объединенные "рыночным методом" компании могли бы сообща решать нестандартные задачи.

Важно найти подход, получить практический опыт создания альянса совершенно разных, на первый взгляд, компаний, которые, объединившись "рыночным методом", смогли бы сообща решать нестандартные задачи. Оказывается, для подобного объединения ни от кого не требуется "щас вот все бросить" и заниматься только новым совместным проектом. Нет, каждый из партнеров может продолжать спокойно зарабатывать деньги в своей области, а по мере необходимости делегированные компаниями-партнерами специалисты вливаются в сводную творческую группу, осуществляющую проектирование, строительство и оснащение объекта.

Сложившаяся в строительной индустрии система в силу своего несовершенства не способна обеспечить гибкость, минимизацию отложенных эксплуатационных расходов в связи с капремонтами, сохранение привлекательности объекта для инвестора и арендатора, готовность к инженерному переоборудованию в случае существенного изменения тарифов и возможного перехода на альтернативное энергообеспечение.

Переход к новому стилю взаимодействий специалистов различных областей дает возможность наиболее полной реализации упомянутых выше аспектов современного строительства, которые мы считаем наиболее важными. Тщательно продуманный алгоритм взаимодействия с клиентами исключает перспективу "дробного" гарантийного и постгарантийного сервиса, когда владелец дома или квартиры мечется между многочисленными компаниями в поисках той, которая сможет (и захочет) оказать ему ту или иную услугу.

Главная цель - перейти от возведения напичканных техникой бетонных коробок к компиляции стиля жизни, воплощенной в строительстве.

Наконец, становится достижимой наша главная цель, сверхзадача - переход от возведения напичканных техникой бетонных коробок к компиляции стиля жизни, воплощенной в строительстве.

Однако есть тут одно "но". Представители архитектурно-строительного клана, послушав нас, могут встать в позу: чего это, мол, компания, имеющая к строительству косвенное отношение, осмелилась учить нас, профессионалов, нашему же ремеслу! Что это значит - "мы знаем, как строить"?!

Это значит только одно: мы никому не навязываем доморощенных пособий по решению узкопрофессиональных проблем, а всего лишь пытаемся поставить эти проблемы на повестке дня и предлагаем решать их сообща. И, конечно, наша "сольная партия" без строителя и архитектора - пустой звук. Но не излишняя самонадеянность заставила нас декларировать свою уверенность в том, что мы знаем, как строить, а надежда на то, что представители смежных профессий, и в первую очередь архитекторы, главенствующую роль которых в любом строительстве никто не собирался оспаривать, скажут в ответ: "И мы тоже знаем!" И вместе с прогрессивно мыслящими строителями и инженерами пойдут нам навстречу, станут нашими партнерами. Так думали мы.
И…

Когда знаешь, КАК, вопрос, ЧТО строить, рано или поздно решается сам собой.

…И мы не ошиблись!
Совсем недолго наш призыв к архитекторам, строителям и инженерам был гласом вопиющего в пустыне. К нам потянулись, с нами стали обсуждать свои проблемы, соглашаться и спорить. Появились энтузиасты нашего подхода и оппоненты, а это значит, что идея материализовалась в воздухе, поселилась в умах и зажила своей жизнью.

Альянс единомышленников - первая стадия на пути к альянсу идей.

Впрочем, говорить о материализации идей было рановато. Альянс единомышленников - лишь первая стадия на пути к альянсу идей и даже еще не нулевой цикл будущего строительства. Это лишь благодатная почва, которую еще только предстоит засеять.

Нам повезло. Мы искали архитекторов, которые не только были бы настроены дружелюбно по отношению к инженерным системам и перспективе интеграции, но и стилистика проектов которых обещала бы наименьший изначальный конфликт архитектурного и инженерного контентов.

На смену вынужденного сожительства архитектурных форм и инженерной составляющей должен прийти их полноценный, взаимно обогащающий симбиоз.

Оказалось, что можно не только избежать такого конфликта, но и добиться органичного слияния архитектурных форм с инженерной составляющей, когда вместо напряженно-сдержанного сожительства они вступают в полноценный, взаимно обогащающий симбиоз!

Познакомившись с архитектором Марком Товве, мы были поражены степенью комплементарности его рассуждений нашей системе ценностей. По сути, мы мыслили одинаково, только каждый в своей области. Различие наших философий носило в основном терминологический характер.

Концепция "Дома-концепта".

Если мы носимся с идеей компиляции стиля жизни, то архитектор проецирует менталитет заказчика, его привычки и пристрастия на архитектурные формы. Более того: он считает, что при создании полноценного, отвечающего современным стандартам жилья, которое к тому же не должно быть статичным, а должно жить, меняться и развиваться вместе с его хозяином, одной архитектурой не обойдешься. При этом архитектурная стилистика не должна тяготеть к какому-либо определенному направлению в традиционном понимании, хотя в отдельных вариантах реализаций может полностью вписываться в любое направление - в зависимости от пожелания заказчика. Кроме этого, она обязана с легкостью вписываться в любой ландшафт, не уродуя последний.

Дом - промежуточное звено в цепочке "человек - природа".

Собственно говоря, цель архитектора - построить цепочку от того места, где будет стоять дом, до человека, которому предстоит в этом доме жить. Таким образом, дом является не конечной проекцией человека, а промежуточным звеном цепочки "человек - природа". Построить такую цепочку, прислушавшись к человеку и поняв его, прислушавшись к природе и поняв ее - в этом и состоит высшее искусство архитектора! Архитектор воспринимает дом как живой организм, отсюда - элементы живой природы в интерьере. Ручей, текущий через гостиную, "проколы в небо" - подобная супер-экзотика настолько же естественна, как и березовая роща за окном. Но, в отличие от дикой рощи, "домашний" ручей и подобные изыски требуют наличия сложной, совершенной "инженерки".

Если человек любит природу и не приемлет технократизм, это еще не означает, что он заядлый "почвенник" и луддит в душе. Можно цитировать Бродского, который считал, что конвейер - главное зло 20 века, и при этом с энтузиазмом относиться к идеям унификации и стандартизации в строительстве и проектировании. В этом нет противоречия по той причине, что подобные идеи отнюдь не убивают творческое начало, а, наоборот, открывают новые горизонты для архитектора. В конце концов, живая природа тоже строится из "унифицированных" клеточных структур, а если копнуть глубже - стандартных молекул и атомов.

Если формообразование в живой природе происходит по "матрично-конвейерному" принципу воспроизведения генной информации, то и дома могут строиться так же - с той лишь разницей, что "генотип" дома создается архитектором.

И если формообразование в мире животных и растений происходит по "матрично-конвейерному" принципу воспроизведения генной информации, то и дома могут и должны строиться так же - с той лишь разницей, что "генотип" дома создается архитектором и его партнерами по проекту.

Принцип формообразования "Дома-концепта" настолько прост и органичен, что при всей своей революционности кажется скорее традиционным. Опять же по причине его природных истоков.

Основные структурные компоненты - платформа (корни дома, фундамент, в котором сосредоточено практически все инженерное оборудование) и "лес" - вертикальные несущие конструкции, на которые слой за слоем "надеваются" горизонтальные проекции стиля жизни обитателей дома - этажи с организованным жизненным пространством. Они образуют "крону" и "листья" - различные элементы конструкции, не являющиеся несущими, "аксессуары и украшения" жизни в доме

Стены не обязаны служить элементом несущей конструкции, их форма и материал могут быть произвольными.

Такой дом может не иметь стен вообще или иметь стены из вакуумного стекла. Как и любые другие - они больше не являются элементом несущей конструкции дома, их форма и материал произвольны. Произвольна и форма всего дома, никаких ограничений. Гибкость и способность к трансформациям обеспечивается за счет "коридоров мутаций", которые необходимо предусмотреть на стадии проектирования. При этом достаточно просто задать направления, в которых ожидается дальнейший прирост конструкции, и неважно, что именно будет пристраиваться.

Архитектор просто-напросто мысленно "оцифровал" обычный лес, а на основе полученной модели вывел целую архитектурную доктрину. Что касается реализуемости подхода на практике, в технологическом плане особых проблем не наблюдается.

"Дом-концепт" вызвал ощутимый резонанс в архитектурной среде. Но еще более живой отклик он получил у нас, системных интеграторов. Ведь это - именно то, что мы искали, и что, оказывается, искало нас! "Дом-концепт" в равной степени дружелюбен по отношению к ландшафту, человеку и любым, самым сложным инженерным и коммуникационным системам. Редкий случай "врожденного" искусственного интеллекта!

"Любой Дом" - Совместный проект ICS Group и MT Group.

Совместный проект "Любой Дом" впервые был презентован на состоявшейся в конце ноября 2003 г. выставке Hi-Tech House. Компания ICS внесла в "Любой Дом" свою лепту - ?3П™: интегральный проект, интегральный подряд и интегральный продукт.

Новый проект отличается конкретикой, и результат его может носить уже не только идеологический, но и вполне вещественный характер в виде комплекта строительной документации, а по прошествии определенного времени - коттеджа или даже целого поселка.

?3П™ - продукт, полученный транспонированием строительных традиций в интегральный проект- продукт - подряд методом системного анализа.

Наша "утрамбованная целесообразность" подхода и методологии, как и интеграция "инженерки" и электроники, входят в состав двух "П" "Любого Дома". В результате чего образуется третья "П" - интегральный продукт, в котором семиуровневая инженерно-электронная модель - не цель, а средство. Это продукт законченный, но не окончательный - в том смысле, что в нем заложена динамика. В нем предусмотрены определенные точки, от которых может пойти дальнейшая эволюция. Наличие этих точек скорее всего будет довлеть над потребителем вначале, но их назначение будет становиться понятным по мере развития. В этом принципиальное преимущество "Любого Дома" перед просто домом - статичным объектом, который может изменяться лишь в процессе дорогостоящих и травмирующих психику капремонтов. Хозяин, пытающийся достичь боле высокого уровня комфорта "методом проб и ошибок", на втором-третьем капремонте обычно сдается и, признав свой дом непригодным для жизни, решает его продать.

Конечно, для строительства "Любого Дома" нужны инвестиции. А для "продвинутого" инвестора "Любой Дом" не может оказаться непривлекательным. В силу целого ряда причин. Но прежде чем коснуться их, объясним, чем данная архитектурная модель близка инженерам и нам, системным интеграторам.

Итак, все основное оборудование прячется в "платформе". Никаких центральных кондиционеров на чердаке, разве что солнечные батареи на крыше. "Платформа" - это не только инженерный и "мозговой" центр дома, но и терминал для ресурсов, естественных и искусственных. Вода и тепло могут забираться непосредственно у земли: через скважину и с помощью теплового насоса (температура почвы на глубине нескольких метров в 20? С обеспечивает порядка 98% теплового баланса дома). Подземные коммуникации подводят в "платформу" электроэнергию, телефон, Интернет и пр. Тут же, в подвале, "мозги" системы управления. Техническая зона с отдельным входом, полностью изолированная от жилого пространства - идеальное решение!

Как нетрудно видеть, модель "Любого Дома" превосходно подходит и под концепцию Энергопассивного дома. Подводимые извне ресурсы требуются в минимальном количестве, а расход их рационален и экономичен.

Вертикальные стволы, "лес" - не только несущая конструкция дома, но и каналы коммуникаций, по которым между "платформой" и "кроной" осуществляется циркуляция ресурсов и продуктов метаболизма.

Вертикальные "стволы", или "лес" - это не только элементы несущей конструкции сооружения, но и каналы, по которым наверх, в жилую зону, подается вода, теплый или охлажденный воздух, сильные и слабые токи, а вниз отводятся отработанные ресурсы, которые, пройдя через систему фильтрации "платформы", отдаются земле. Ведь ствол живого дерева не только поддерживает крону, но и питает ее соками, идущими от корней. "Лес" может быть оформлен в интерьере, в частности, в виде колонн. Одна колонна, например, это "электрическое" дерево, вторая - водяное, третья - воздушное, четвертая - газовое, и т.д.

Инженерно-электронная составляющая расширяется вместе с растущим домом по "коридорам мутаций".

А по "коридорам мутаций" вместе с разрастающимся домом будет расширяться и его инженерно-электронная составляющая. Просто и естественно: ствол дерева растет и ветвится, а вместе с ним - система питающих новую поросль сосудов. При разрастании дома - и это очень важно - не нужно перестраивать инженерные системы, достаточно лишь добавлять новые компоненты!

Прозрачность "Любого Дома".

Здесь имеется в виду не прозрачность стен (хотя и это возможно), а предельная ясность, прозрачность всех процессов, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией дома. Включая последующие безболезненные трансформации и, самое главное, инвестирование и управление рисками. Но об этом чуть позже, а сейчас поговорим еще чуть-чуть о творчестве.

Проект "Любой Дом" - это гигантский прорыв не только в развитии архитектуры и инженерных систем, но и открывшиеся новые возможности компиляции среды обитания и стиля жизни.

Я считаю, что "Любой Дом" - это гигантский прорыв не только в развитии архитектуры и инженерных систем, но и в смысле открывшихся возможностей компиляции среды обитания, компиляции стиля жизни. Все, и сама конструкция, и инженерно-электронное наполнение, будет строиться из стандартизованных, унифицированных составляющих, а значит, эти процессы не зависят от масштабов проекта и стилистики будущего дома. Если до сих пор мы строим и оснащаем в общем-то стандартные жилые объекты, прибегая при этом к немыслимым ухищрениям, то "Любой Дом" - это абсолютно произвольный объект, который проектируется и строится из стандартных составляющих хорошо описанными приемами. Элементы творчества полностью изымаются из стадии выполнения (становятся ненужными всякие ухищрения и смекалка русского мужичка, помогающая в решении стандартных задач нестандартными методами) и концентрируются в стадии проектирования.

Свобода творчества становится достоянием заказчика, которому достаточно задействовать свою фантазию, не вникая в области специальных знаний.

Более того: творчество становится доступным и заказчику, который чаще всего ограничивается рассуждениями: "Шкафчик бы неплохо было поставить сюда, а сюда вот - тумбочку". Почему? Потому что он боится вникать в сложную незнакомую область, где лишь архитектор, строитель и инженер чувствуют себя, как рыба в воде. Но если общение с клиентом будет построено по интерактивному сценарию, включающему систему стандартизованных и унифицированных вопросов (а это непременный атрибут нового проекта, который найдет свое воплощение в специальном программном обеспечении), то клиент, как бы далек он ни был от строительства, с превеликим удовольствием примет участие в процессе компиляции своей среды обитания, своего стиля жизни. И тогда дом действительно станет своеобразным "портретом" своего хозяина.

Обращение в письменном виде.

В ходе разработки проекта "Любой Дом" мы написали "Письмо Инвестору", в котором показано, что риск инвестирования уменьшается, зато возрастает возможность управления рисками. Первое является прямым следствием снижения роли человеческого фактора. Иными словами, выбор подрядчика значения не имеет: уйдет один, придет любой другой, и не нужно будет начинать все сначала. Обычно же при смене подрядчика приходится возвращаться к начальной стадии, зачастую сломав все, что было сделано (по этой причине иногда буксуют крупные и неплохие проекты, причем не только у нас, но и на Западе: неучтенные расходы на "смену команды", когда новый подрядчик объявляет все, что сделано старым, неправильным).

Мы подробно показали структуру затрат на средний объект в пределах сорокалетнего цикла в виде круговой диаграммы, в которой расходы на проектирование, строительство и пользование ресурсами составляет всего лишь четверть, а все остальное - капремонты и перестройка. И, если мы имеем дело с объектом непрозрачным и негибким, их, увы, не избежать.

Расходы на проектирование, строительство и пользование ресурсами составляет всего лишь четверть суммы совокупного владения здания в 40-летнем цикле эксплуатации, все остальное - капитальные ремонты и перестройка.

futurology_03.jpg

Мы привели анализ распределения затрат по времени и определили момент достижения некоей условной суммой совокупного владения (ССВ) величины 100%, наметив несколько вертикальных срезов (эскизный проект, рабочая документация, завершение строительства, эксплуатация) и разбив жизнь объекта на этапы. И нарисовали четыре кривые, каждая из которых соответствует различным подходам к проектированию и строительству.

futurology_02.jpg

Об этом поподробнее.

  1. Некомпетентный подход, свойственный мелким подрядчикам и инсталляторам. Проект обычно бесплатный, а его авторам абсолютно все равно, каким будет результат, лишь бы продать оборудование и получить деньги за инсталляцию. И желательно получать что-то впоследствии за сервисный контроль.
  2. Подход искаженных стимулов (традиционная практика Моспроекта). Проект как отдельное явление не существует. Это фактически сумма затрат на строительство и оснастку, и определенный процент в качестве гонорара получает автор проекта. Естественно, он всеми доступными средствами старается запроектировать побольше дорогого оборудования, изобретая немыслимые обоснования. Или - не проектировать ничего вообще, воспользовавшись типовым проектом. Так строятся наши типовые "коробочки": отмучились раз, сварганили типовой проект, а потом продают рабочую документацию всем желающим за большие или малые деньги.
  3. Промышленный подход. Является наиболее успешным, потому что находит применение у хорошо организованных компаний, работающих на основе системы качества и закладывающих наиболее оптимальные решения.
  4. Подход, декларируемый проектом "Любой Дом".

"Любой Дом" не требует на начальных этапах вложения больших средств - при условии, что большие средства были вложены в создание компилятора, механизма, позволяющего практически бесплатно получить все необходимое, вплоть до технической документации.

Если оценить динамику расходов по этапам, то "Любой Дом" требует на первоначальных этапах весьма незначительных средств - это, по сути, стоимость анкетирования, интервьюирования заказчика. Но - при условии, что большие деньги были вложены в создание самого компилятора, механизма, позволяющего практически бесплатно получить все необходимое, включая техническую документацию. Процесс имплементации, или строительства, также сравнительно недорог - при наличии стандартизованных элементов конструкций и инженерных компонентов, при условии хорошей структурированности этого процесса.

Доведенные до автоматизма строительные технологии будут дешевы вне зависимости от сложности формообразования.

Доведенные практически до автоматизма строительные технологии окажутся дешевы вне зависимости от сложности формообразования. Эксплуатация "Любого Дома" дешева по определению: в силу того, что модель устойчива, динамична и не требует глобальных переделок.

Не забывая о будущем…

Итак, идея строительного компилятора, о которой мы впервые заговорили год назад, снова встает во весь рост. "Любой Дом" вновь привел нас к этой теме. Он же возвращает нас и в мечты о будущем. Итак, строительный компилятор - это и есть тот самый "журавль", которого ждет затоваренный "синицами" рынок. А создать то, что ждет рынок, предстоит нам. И перековывать журавлей в синиц мы уже начали!

01.01.2005

Поделиться:

Возврат к списку